Всем привет. Сегодня я хотел бы коснуться темы космосимов в общем, и рассмотреть одну игру (точнее, одну из ее модификаций) из этого жанра поближе. Полагаю, что многим эта игра знакома в том или ином виде – она выпускалась на многих платформах, существует довольно много модификаций этой игры, выпускались ее продолжения. Так что, знают ее многие. Эта игра, не побоюсь этого слова, ЛЕГЕНДА. Но о ней немного позже.
Вообще, жанр космосимов, как мне кажется, совершенно неоправданно был забыт индустрией игр в течение довольно долгого времени. По сравнению с играми жанра FPS, их выпускалось очень мало и фанаты космосимов испытывали перманентное чувство голода. Сейчас появился проблеск в виде проекта Star Citizen от Криса Робертса, который обещает столько нового, как в плане графики, так и геймплея, что я, если Крис выполнит все свои обещания, залипну в этой игре очень и очень надолго. С учетом его таланта и тех денег, что он получил на Kickstarter и RSI (на текущий момент там значится сумма более 7.2 млн. долларов), эти обещания вполне выполнимы. Но такие проекты очень большая редкость и ждать его выход еще долго.
С огромным удовольствием вспоминаю все те космосимы, которые я проходил: Wing Commander 4 и 5, Privateer 2, Freespace 1 и 2 (и особенно их нынешнюю инкарнацию Freespace Open), Starlancer и Freelancer, Independence War 1 и 2, Dark Star One, Parkan 1 и 2, Homeplanet, игры серии Х. Немного хуже пошли Хроники Тарр, Звезды Холодные Игрушки, Space Force. Все эти игры давали возможность почувствовать себя пилотом боевого космического корабля или давали определенную свободу в действиях, позволяя примерить на себя роль торговца, наемника или пирата. Но, несомненно, все они оставили свой след, больший или меньший, в моей душе и памяти. Особое же место в моем сердце занимает Elite – прародительница всех космосимов.
С этой игрой я познакомился еще на ZX Spectrum, когда он у нас был популярен. Компьютеры, схемы сборки, детали и программы на кассетах продавались везде, где только можно. До сих пор с ностальгией вспоминаю звук загружаемой с кассеты программы. Вообще, на ZX Spectrum было очень много хороших игр, но Elite была особенной. Ян Белл и Дэвид Брабен совершили чудо, запихав в небольшую по размерам программу (она занимала меньше 75 кб.) огромную вселенную, в которой игрок был волен делать все, что ему взбредет в голову – исследовать миры, торговать, гонять пиратов или самому пиратствовать, охотиться на Таргоидов. Игра имела бешеную популярность. Но я не буду говорить об этой Elite. Я хочу вспомнить об одной из самых удачных (имхо) модификаций оригинальной игры – о проекте под названием OoLite.
Oolite – это проект Джайлза Вильямса, который был создан в ответ на удаление Elite: The New Kind из Интернета (тогда может и удаляли, но сейчас она есть). В 2004 году появилась версия для Маc OS X, к сентябрю 2005 года появился порт для Linux, а в марте 2006 года игра добралась и до Windows.
По геймплею Oolite практически ничем не отличается от оригинальной игры – точно так же вы начинаете игру на космической орбитальной станции мира Lave с сотней кредитов на счету и кораблем Cobra MK III в ангаре. И точно так же вам предоставляется полная свобода действий. Глобальной цели в игре нет – задача игрока заработать как можно больше денег и достичь уровня Elite в рейтинге пилотов. Так в чем же отличие Oolite от Elite. Первое отличие - это возможность поменят настройки вообще, и настройки управления в частности. Главное же отличие – прозрачность структуры игры, которая позволяет вносить в нее различные модификации. С помощью относительно простых средств можно создать OXP (Oolite eXpansion Pack), который будет изменять игру тем или иным способом. Вот тут то немаленькое комьюнити Elite развернулось во всю ширь. Было создано (обновляются и создаются и сейчас) огромное количество модов, вносящих изменения в геймплей – добавлялись новые миссии, станции, корабли, оборудование. Не отставала и графическая составляющая – стали появляться модификации, изменяющие текстуры станций, планет, лун, астероидов, кораблей и космоса. Конечно, до красот движка Unreal Engine в Star Citizen Oolite так же далеко как до Китая раком пешкодралом, но свою функцию она выполняет. Графика симпатичная и узнаваемая. На текущий момент модов к Oolite столько, что глаза разбегаются, но каждый пилот может сделать так, чтобы игра полностью соответствовала его требованиям. Создай и играй в ту Elite, которую захочешь ты сам.
Модификации
На какие же моды можно обратить внимание. Однозначного ответа здесь нет – каждый подбирает моды под себя. Прежде всего в наше время геймер обращает внимание на графику.
Родная графика Oolite бедновата – невзрачные текстуры планет, кораблей и космоса. Все довольно простенько. Следовательно, нужен мод или моды, которые могут исправить данный недостаток.
Корабли
Модов, изменяющих текстуры кораблей, не много. Их можно пересчитать по пальцам. Наиболее достойными внимания я считаю два пака текстур – Deepspace Ships и Griff Industries.
Deepspace Ships это текстурный пак, заменяющий базовые текстуры кораблей на новые, но в отличие от Griff Industries этот пак не требует поддержки шейдеров видеокартой. По крайней мере пока. Текстуры симпатичные, но Griff Industries все же поинтереснее будут.
Вот вам для сравнения несколько скриншотов.
Boa
Cobra Mk III
Thargoid
Вот примерно таким образом выглядят объекты в Oolite с использованием текстурных паков. Изменения коснулись не только кораблей, но так же станций и астероидов. Выбор, каким паком пользоваться, остается за вами, а свой я уже озвучил.
Космос
Здесь вариантов модов тоже не очень много. Однако, некоторые из них можно запускать совместно. Обратить внимание можно на System Demux, System Redux и, пожалуй, на Famous Planets и моды Deep Horizon.
Геймплейное
Модификаций, вносящих изменения в игровой процесс не много, а очень много. Тут тебе и новые варианты HUD, ракеты, оружие, системы наведения, защиты, контейнеры, компьютеры, сканеры, сборщики и преобразователи топлива, заправочные станции. Дополнительные мисии и просто мелкие плюшки, вроде уплаты штрафов за "плохое" поведение и дополнительное звуковое сопровождение. Все это позволяет заточить игру под себя и получать о нее удовольствие.
Да согласен, что сейчас идет разработка Star Citizen, и даже Дэвид Брабен начал клепать совершенно новую Elte Dangerous, но до выхода этих игр еще очень далеко. А из Elite Dangerous даже и не понятно вообще, что получится - торт или шлак. Но полетать в космосе очень уж хочется, и для этого Oolite вполне подойдет. Летайте, исследуйте, торгуйте, воюйте, пиратствуйте. Удачи вам на просторах галактики.
P.S. Саму Oolite, моды к ней и ответы на всякие вопросы можно найти на русской странице проекта