Приветствуем, геймер! Ты можешь или
16+
Ava

Геймер Allin 36

93

Ретро-рецензия Elite при поддержке Razer

Вы когда-нибудь видели, как делают авторские куклы?[tiny_img]

Ретро-рецензия Elite при поддержке Razer
Elite - Ретро-рецензия Elite при поддержке RazerРетро-рецензия Elite при поддержке Razer

Ретро-рецензия Elite при поддержке Razer
Elite - Ретро-рецензия Elite при поддержке RazerРетро-рецензия Elite при поддержке Razer

[/tiny_img]

Обычно все начинается с уродливого проволочного каркаса, который не способен ничем впечатлить. Сам по себе, каркас не является шедевром, и обретает свой истинный смысл только в тот момент, когда о нем уже забываешь, когда он уже растворился и стал частью целого. Фактически, художник творит чудо из ничего - из проволоки, тряпок, ниток, а также своей гениальности и фантазии...

Примерно тоже самое, сотворили два кембриджских студента - Дэвид Брабен (David Braben) и Ян Белл (Ian Bell).

Они просто взяли проволоку, скрутили из нее каркасы, и поместили в огромный мир с безграничной свободой. Так, в 1984 году, в мир шагнула "Elite" для BBC Micro, и, это был только первый шаг в покорении мира геймеров.

Врезка:График захвата мира
Это был прорыв, сродни запуску первого спутника или полету Юрия Гагарина в космос. Что могли противопоставить Boulder Dash, Road Fighter и прочие Pacman'ы игре, которая переносила игроков в будущее - трехмерная графика, огромный мир и полная свобода действий?

Воспользовавшись простым в своей гениальности решением, Брабен и Белл смогли уместить весь код игры в 22кb, и это при том, что теоретически Elite включает в себя 281 474 976 710 656 галактик, каждая из которых содержит 256 уникальных звездных систем. В целях экономии оперативной памяти, в игре было использовано "всего" 8 галактик, что, впрочем, потрясало воображение неизбалованного геймера того времени.

Ретро-рецензия Elite при поддержке Razer
Elite - Ретро-рецензия Elite при поддержке RazerРетро-рецензия Elite при поддержке Razer
Врезка:технические подробности

Мир игры

Мир игры не просто огромен, но и весьма разнообразен. Планетные системы отличаются друг от друга не только названиями, но и уровнем и направленностью своего развития (от аграрных к индустриальным), уровнем технического прогресса на планетах, их социальным строем. Все это непосредственно влияет на игру - количеством пиратов вблизи планет, потребностями экономик каждой из систем, уровнем доступного для покупки оборудования.

Сюжет

Ретро-рецензия Elite при поддержке Razer
Elite - Ретро-рецензия Elite при поддержке RazerРетро-рецензия Elite при поддержке Razer

Сюжет игры начинается просто - молодой пилот Jameson оказывается на планете под названием Lave, имея в наличии небольшой корабль Cobra MK3. Собственно на этом сюжет и заканчивается...

Далее нам предоставлена полная свобода действий, которая вполне способна вогнать в ступор игрока, воспитанного на линейных аркадах тех времен. Говорят, что сначала, эта необыкновенная особенность геймплея даже мешала коммерческому продвижению проекта, поскольку потенциальные издатели никак не могли понять, какую аудиторию способна привлечь эта игра.

Геймплей: хороший, плохой, злой Harmless, Average, Deadly

Слава богу, в игре достаточно других стимулов для развития.

Немного осмотревшись, игрок осознает, что ему подарили целый мир, в котором он мог заниматься чем угодно.

И как всегда, в основе всего лежит человеческое тщеславие, которое воплотилось в таблицу рангов. Начиная "безобидным"(Harmless) плюшевым мишкой, игрок должен стать Elite, и, поверьте, это вовсе не просто.

Торговля
Ретро-рецензия Elite при поддержке Razer
Elite - Ретро-рецензия Elite при поддержке RazerРетро-рецензия Elite при поддержке Razer

Так или иначе, но с этого приходится начинать всем. Оборудование нашего корабля не оставляет нам выбора, ибо идти на нем в бой можно только надев на голову белую повязку камикадзе. Очень тяжело наступать на горло собственной песне, но первой покупкой должен быть дополнительный грузовой отсек.

Торговля в Elite не является нелепым и бесполезным приложением к боевому космосиму. И это одна из заслуг Брабена и Белла. Цены на товары меняются динамически, потребность различных систем в товарах напрямую зависит от их технического уровня, степени индустриализации и социального строя в системе.

Важную роль в системе торговли сыграл и введенный разработчиками алгоритм "насыщения", который не позволяет бесконечно возить дефицитные товары между двумя точками, постепенно сужая коридор разницы цен у поставщиков и покупателей. Конечно, в реальности один маленький корабль не способен обеспечит удовлетворение потребностей целой планеты, но этот отход от реалий заставляет игроков искать и выстраивать сложные торговые маршруты, и искать новые рынки сбыта.

Космические бои
Ретро-рецензия Elite при поддержке Razer
Elite - Ретро-рецензия Elite при поддержке RazerРетро-рецензия Elite при поддержке Razer

Как правило - это вторая стадия развития игрока. Вернее, они становятся второй стадией после нескольких смертей, обусловленных реальной слабостью имеющегося в наличии корабля, на котором новоявленные пилоты сразу бросались в бой с пиратами, раз за разом загружая игру, до обретения понимания, что деньги решают все проблемы.

Возможные противники

Пираты. Используют самые разнообразные корабли, но в основном мелкие и маневренные, хотя если вы видите крупный корабль в окружении мелочи - это с высокой вероятностью тоже пираты. Концентрируются и нападают в первую очередь, вблизи анархических и феодальных систем.

Полиция. Если вы видите «Viper», - это скорее всего полицейский истребитель. На космических станциях они несут постоянное дежурство, готовые в доли секунды вылететь и атаковать врага. Полиция не размазывает сопли - она убивает того, кто нарушил законы.

Охотники за призами. Если вы не получили правовой статус Fugitive(см. ниже), то вы им не интересны. Используют чрезвычайно мощные корабли Fer-de-lans, ведут охоту на пиратов, обычно в районе "горячих точек" - планет с нестабильными политическими системами. Охотниками за призами становятся только пилоты с рангами Deadly или Elite.

Таргоиды или таргонцы. Насекомоподобная раса, ведущая давнюю и бескомпромиссную войну с человечеством и другими разумными во Вселенной. Постоянно совершают атаки или ведут боевые действия в различных системах, которые мы посещаем.

Пилоты таргонцев обычно имеют статус Elite, их корабли маневренны и хорошо оборудованы, а также способны нести беспилотные истребители.

В основе успеха боевого пилота в Elitе стоят два столпа:

Навигация

В первой Elite физика не является "ньютоновской", но, на самом деле, в этом есть некоторый плюс, поскольку именно благодаря этому, бои в пространстве стали весьма динамичными и интересными (после выхода второй версии с "правильной физикой" некоторая часть игроков сочла игру слишком "сложной", а бои тягучими и инертными.)

Способность игрока вникнуть в логику полетов, и его умение пилотирования является основополагающим фактором в Elite. И не только потому, что вы должны идеально ориентироваться в круговерти боя, в практически пустом трехмерном пространстве, но и потому, что без этих навыков игрок вообще не сможет хоть сколько-нибудь продвинуться по игре, поскольку одной из самых сложных задач в начале игры становится стыковка с космическими станциями.

Чтобы накопить на "Стыковочный компьютер" необходимо немало поторговать, а до того момента, возможность посетить станцию и продать/купить товары зависит только от умения игрока сориентировать корабль в пространстве и синхронизировать его вращение вокруг своей оси с вращением космической станции.

Так же умелое пилотирование становится единственным способом избежать попадания ракеты, до покупки ECM - противоракетной системы. А ведь попадание ракеты, практически полностью сносящей щиты корабля, достаточно опасно даже на более поздних стадиях игры. В начале же у вас есть только одно средство - маневрирование, вынуждающее ракету потерять цель.

Оборудование

Ретро-рецензия Elite при поддержке Razer
Elite - Ретро-рецензия Elite при поддержке RazerРетро-рецензия Elite при поддержке Razer

Далее в дело вступает технический прогресс. Будь ты хоть суперпилот, но с имеющимся пульсирующим лазером у тебя нет ни единого шанса, против сколько-нибудь сильного противника.

Новое оборудование позволяет совершенствовать атакующие и защитные системы корабля.

Помимо фронтального лазера, мы можем установить орудия на боковые и задние полусферы. Сами же орудия должны постоянно совершенствоваться вплоть до самого мощного в игре Military Laser.

Второй основой атакующей мощи становятся ракеты, количество которых вовсе не бесконечным - всего 4. При этом запуск ракеты может осуществляться из любой полусферы, но опять таки, не бездумно - для нацеливания ракеты необходимо сначала захватить цель и некоторое время держать ее в точке прицеливания.

Убероружием в Elite является - Enegy Bomb, уничтожающая все в радиусе видимости.

Защитные системы включают в себя щиты корабля, противоракетную защиту, дополнительные энергетические блоки и спасательную капсулу.

В идеологии функционирования щитов снова видна гениальная простота разработчиков, дающая разнообразие тактических приемов в космических боях.

Для каждой полусферы есть свой щит, который способен подзаряжаться от энергетических блоков. Энергетические блоки истощаются также и от использования лазеров или противоракетных систем.

Таким образом, мы получили взаимосвязанную систему функционирования корабля, заставляющую нас вдумчиво сочетать атаку и защиту, и позволяя нам в нужный момент с помощью маневра подставить противнику еще не истощенные его ударами щиты другой полусферы.

Кривая дорожка
Каждый пилот в Elite имеет репутацию. Она зависит от вашего поведения в игре. Атакуя торговцев, уничтожая полицейские корабли, обстреливая станции или возя контрабанду, вы рано или поздно получите статус Fugitive.

С этого момента вы враг №1 для полиции и заманчивая цель для каждого охотника за призами в этой Вселенной. Каждый ваш прилет на станцию происходит с боем, и все стремятся заполучить вашу голову. Это "другая сторона силы", и лишь немногие избежали искушения хотя бы раз перейти на нее - от скуки или из интереса. Выправить репутацию возможно, хотя и довольно непросто - накопить хорошие поступки нелегко.

Квесты
В оригнальной Elite по сути есть всего 3 квеста:

На спасение населения с планеты, чья звезда становится сверхновой, на битву с Таргонами и поиск негодяя, похитившего секретное устройство Cloacking Device.

Достаточно ли этого? Поначалу кажется, что да, до тех пор, пока ты не познакомишься с творчеством еще одного молодого гения, но об этом мы расскажем позже.

Заключение

Лучшая характеристика для Elite - описание награды журнала ЛКИ :

Ретро-рецензия Elite при поддержке Razer
Elite - Ретро-рецензия Elite при поддержке RazerРетро-рецензия Elite при поддержке Razer

"Однозначный шедевр. Недостатки минимальны, роль для мира игр огромна, всем любителям жанра рекомендуется однозначно. ... . Иными словами - наш выбор."

В 1985 году мир получил не просто игру. Он получил идеал, к которому нужно стремиться, объект для поклонения и подражания, а также бездонную кормушку для многочисленных разработчиков, которые до сих пор кормятся на благодатном источнике, открытом Elite. Кормятся, не в состоянии достичь ее уровня и ее славы.

Да и как можно подняться до уровня игры. которая породила собственную мифологию - о планете Raxxla, черных дырах, кораблях поколений и многом другом. Многие из этих мифов впоследствии были реализованы в различных модах, а воот объявленная Брабеном награда в 6 000 000$, обещанная тому, кто найдет в центре галактики черную дыру (Frontier: Elite2), не нашла своего хозяина до сих пор.

Как можно сравниться с игрой, которая за 15 лет до остального мира шагнула в новое тысячелетие.

Можно ли вообще достичь успеха проекта, который установил рекорд, разойдясь на BBC Micro тиражом, едва ли не превышающим количество выпущенных компьютеров этой марки.

Можно ли объять необъятное?

P.S. Кладов - Новосибирская Elite

Говоря о гениальной игре, я не мог не вспомнить о русском "кулибине" - новосибирском программисте Владимире Кладове.

Именно благодаря ему, с игрой смогли не только познакомиться огромное количество российских геймеров (его Elite III была специально доработана под совместимость с отечественными клонами ZX-Spectrum), после того как он приложил к ней свои руки и свою гениальность, игра засверкала новыми красками.

Кладов не просто ввел в игру новые корабли, миссии и оборудование. Он смог оживить Вселенную, которая и без того жила яркой и насыщенной жизнью.

Начав играть в его Elite, вы вдруг обнаруживаете, что пираты воюют не только с вами, но и между собой, что полиция способна отличить случайный выстрел от целенаправленной атаки, что в пространстве существует множество объектов, о которых вы даже не подозревали.

Вы внезапно замечаете, что корабли вокруг вас живут собственной, так похожей на вашу жизнью, они выполняют те же маневры, также ведут себя при встрече с пиратами, объединяются в караваны и вообще, ведут себя так, как быдто вы играете в онлайне.

Elite Кладова - как ожившая легенда, как идеально ограненный алмаз, как экзотический наркотик - попробуйте и вы не сможете оторваться.

.

P.P.S.
В рецензии использованы скриншоты из Wiki и других источников по игре, основным из которых является великолепный русскоязычный сайт Elite Games .

___________________________________________________

Приготовлено в BFG редакторе

93
Еще в блоге
Интересное на Gamer.ru

21 комментарий к «Ретро-рецензия Elite при поддержке Razer»

    Загружается
Чат