Игре всего несколько дней, а ее уже успели заклеймить всякими словами. И клоном Call of Duty окрестили, и в воровстве идей у Prey и Hitman: Blood Money подозревают (хотя каким местом, я не понял). Некоторые обвинили ее в однообразии и отсутствии нововведений. Прямо радуюсь, что не стал писать обзор в первые дни после релиза. На фоне множества нападок на игру вдвойне хочется показать, какая она на самом деле, а не в умах школьников, горе-рецензентов и прочих калек-обозревателей.
Соберем все самые популярные претензии к игре. Итак, многие ожидали римейка (что бы это ни значило). Я слышал заявления, что игра скопирована с Call of Duty — ведь про фашистов. Третье — система апгрейдов оружия, которая смотрится как-то чуждо. Ну да, еще четвертое — беганье по одинаковым «скопипастенным» домам в поисках никому не нужных сокровищ и документов. Наконец пятое — «графа оцтой»; не цитата, но суть претензии, как я понимаю, ясна.
Интересно, что в этих претензиях не встречается игровой процесс или атмосферность. Как-то обходят их стороной, а то и вовсе пытаются неумело закидать помидорами за тупых союзников, которые не помогают игроку…
Не будем мелочиться — вопрос обзора звучит просто… вернее, не звучит, а выглядит. Вот он:
Не Call of Duty
Вступительный ролик сразу показывает, что Wolfenstein мало похож на Call of Duty. Насколько я помню, ни в одной из серий этой игры главный герой не обладал магическими способностями и амулетами чудовищной силы. Называть разработчиков ворами из-за фашистов — глупо. В Wolfenstein они были еще в 1981 году. Иными словами, с равным успехом можно рубить руки учебнику истории — там тоже с немцами воюют.
И чем графа не угодила?
Собственно в ролике показывают корабль Тирпиц, где агент Бласкович находит медальон, который, как оказывается, наделен невиданной силой. Он спасает дерзкому шпиону жизнь, а потом поток энергии от волшебной железки за секунду растворяет немцев. Однако Би Джей не очень удивлен — за его плечами «Возвращение в замок», а там он некоторым представителям Туллов надавал по сопатке, дрался с зомби, изничтожал мутантов и вломил королю Генриху I.
Немецкий солдат удобно устроился и отдыхает
По возвращении медальон отбирают для исследований, а Бласковичу поручают выяснить, что за дела творятся в Айзенштаде. Говорят там Гиммлер со своими оккультными делами зашевелился. Так кто же еще справится с такой деликатной задачей? Конечно же, человек-армия Би Джей Бласкович.
Начинается все вполне стандартно — на вокзале немцы устроили засаду, а мы пытаемся с боем прорваться. Повстанцы помогают по мере сил, потом взрывается какой-то спецвагон, все в округе становится невесомым… многотонный поезд парит в воздухе, солдаты кувыркаются и бессильно палят во все стороны, какая-то зеленовато-синяя субстанция заливает пол…
Если вы еще видите сходства с Call of Duty, то можете дальше не читать — их будет еще больше, ведь оружие-то все немецкое. А оно ведь было в Call of Duty!
Песочница
После засады на вокзале мы попадаем в исторический центр города Айзенштад. Его накрыло войной, поэтому мирные жители в большинстве своем сделали ноги куда подальше. Остались только контрабандисты-оружейники и всякого рода повстанцы. И еще целая толпа немцев, которые по мере сил патрулируют город и пытаются охранять секретные объекты особой важности — туллийские артефакты и прочие места силы.
Макдональдс!
В отличие от привычной для шутеров цепочки миссий, у нас есть некоторая свобода воли. По Айзенштаду можно погулять, попутно собирая золото, данные и фолианты силы. Иногда можно заняться дополнительными заданиями, чтобы заработать денег на улучшение оружия (золото, кстати, автоматически дает деньги). Разбросанные секреты, конечно, несколько отдают консольным духом, но, если мыслить чуточку пошире, ясно — это своеобразная дань прошлым играм. Спрятанные сокровища (оно же золото нацистов) надо было искать еще в самой первой игре. А за данные разработчиков нужно похвалить особенно — в папках и портфелях, что разбросаны по игре, можно найти множество текстов, они делают картину сюжета полнее, концепт арт же выглядит как чертежи, что тоже неиллюзорно способствует атмосфере.
Свободный режим (Free Roam) вообще штука весьма популярная. Весь Prototype на нем был построен, GTA уже испокон веков использует такую модель, а еще были NFS и даже в Call of Juarez: Bounded in Blood между сюжетными миссиями можно пострелять плохих парней и пограбить корованы.
Представьте узкую тропинку в темном лесу. Вы идете по ней, по пути переступая через лужи, обходя пеньки, но так никуда и не сворачиваете. По бокам глушь, а ваша цель — на другой стороне леса. Вы идете к ней, точно зная, что никуда не свернете. Свободный город — это как опушка на пути. Здесь можно остановится, побегать вдоволь, сходить в прочие части леса, где растут другие деревья. Цель наша все равно будет в том же месте, но идти будет не так скучно. Поэтому эта толика свободы (особенно в шутере) — благо, которое разбавляет классические сюжетные миссии (это факт, сколько бы сарказма в него не вкладывали в других обзорах).
«Ловить ли игроку кайф от обшаривания домов» — только его дело. Игру можно пройти галопом, не обращая внимания на все остальное.
Супер-солдат
Так чем же занимается старина Би Джей? Он, как и почти двадцать лет назад, убивает немцев. Причем в таких количествах, что лейтенант Альдо Рэйн определенно захотел бы его в отряд «Ублюдков» (это из Тарантиновского фильма «Бесславные Ублюдки», ваш Кэп).
Немецкие солдаты не отличаются особым военным искусством. Они тупы — обожают прятаться, но так, чтобы торчало не менее половины головы. Бой с ними обычно выглядит так. Выбегаем на какую-нибудь улочку, видим патруль. Пока фрицы пытаются сориентироваться, мы даем очередь из MP-40, двое падают замертво, а остальные прячутся. Они попеременно высовываются и палят во все стороны. Кидаем пару гранат, прицеливаемся — все, путь свободен.
Обычные солдаты, как и в прошлых играх, не представляю почти никакой угрозы, а нужны лишь для зрелищности. Звук стрельбы и анимация оружия проработана на отлично, а попадания и смерть вообще достойны отдельного приза. Орды немецких солдат появляются и умирают только для того, чтобы игрок стрелял, кидал гранаты и слышал предсмертные крики. Этакая зрелищная рутина.
Дальше по сюжету появляются различные творения немецких ученых. Вот так я встретил тяжелого пехотинца. Случайно. Я шел по узкой улочке Айзенштада, искал золотишко, а этот громила взял и проломился через стену. Он хрюкнул, а потом навел на меня оружие. Раздался тонкий писк, ствол изрыгнул синий поток энергии. Я изо всех сил надавил на курок кнопку мыши и побежал (спиной, конечно) к укрытию. Уже третий рожок подходил к концу, а тварь все не помирала. Бравый солдат фюрера со спокойствием бетонной стены медленно двигался в моем направлении…
А в одной из миссий мне повстречался невидимка. Как я узнал из секретных документов, немецкие ученые проводят опыты над людьми — встраивают в их тела туллийские кристаллы. От этого жертвы получают нечеловеческие способности. Прозрачный товарищ, например, быстро бегает и режет каким-то светящимся ножиком, который обычно убивает с первого удара. Попутно он издает жуткие звуки, так что складывается ощущение, что этот быстроногий ловкач постоянно где-то за спиной. Страх заставляет нервно оборачиваться каждую секунду…
Вот обычный мир. Не такой уж и мрачный...
А это это взгляд из Тени. Ну что, есть разница?
Важную роль во всех этих схватках играет медальон. Самый первый режим позволяет перейти в мир Тени и увидеть свет Черного Солнца. В этом измерении все иначе. Живые люди выглядят разложившимися трупами, постоянно завывают какие-то ветры, в небо устремляются непонятные ошметки, свет будто выливается потоками, готовый в следующее мгновение утечь насовсем. Теневой мир пропитан какой-то обреченностью, безысходностью и тоской. Не зря же Туллы вымерли…
В этой мрачной атмосфере схватки с противниками воспринимаются иначе — на затасканную Вторую Мировую зеленовато-черный мир Тени совершенно не похож.
Если вы еще считаете, что игра копирует Call of Duty, то все, медицина тут бессильна. Или нет? Что-то же заставило дочитать до этого места.
Даешь огневую мощь!
Еще одна ветвь претензий — улучшение оружия. Почему, правда, я так и не понял. Вспомните, сколько было положительных эмоций в «Чистом Небе», где мы на болотах улучшали любимый [что у вас там было] и броньку. Находили дурацкие флешки, а потом неслись к умельцам ставить апгрейд. Разве не так? Да я палец даю на отсечение, что игра получила не разгромные рецензии во много благодаря этой вот «находке».
Почему это сталкерам можно улучшать стволы, а Би Джею — нельзя? Вот и я всегда думал, что классическая концепция с фиксированным набором одинакового оружия уже так приелась, что вольфен.. волком выть хочется. В Raven, видимо, тоже о чем-то таком думали, поэтому выдали прекрасную геймплеерасширительную систему улучшения оружия. Ради нее мы проходим сюжетные миссии и ищем золотце, а потом с особым цинизмом расправляемся с противниками.
Вот что есть в арсенале нашего агента.
Пистолет-пулемет MP-40 — классика в чистом виде. Изначально весьма слабенькая пукалка превращается (при вложении буказойдов) в опасное оружие. Увеличиваем магазин в два раза, ставим глушитель (стильный звук получается), приспосабливаем под тяжелый калибр — рядовые немцы мрут от пары попаданий. Жаль только большее 200 патронов на горбу не унести, да и по дальним целям трудно попасть. Поэтому иногда приходится переключаться на…
Винтовка Kar-98 — в заводском варианте громкая и медлительная. Вкладываем толику денег — одеваем стильный глушитель и оптический прицел. Теперь можно играть в юного снайпера. Оснастим еще и штыком — не будет проблем в рукопашной. Мне эта винтовка очень нравится, потому как отрывает части тела. Прицеливаемся, стреляем — шлеп! Немец развалился на составляющие. Ноги слева, руки справа. Голова и туловище аккуратно посерединке. Порядок во всем должен быть!
MP-43 — штурмовая винтовка калибра 7,92х33. Бабахает громко, в подсумке можно унести еще 200 патронов (итого 400). Снабжается стабилизатором и оптическим прицелом. Теоретически — универсальная замена и MP-40 и Kar-98. Практически — нет стильного глушителя.
Граната Mdl. 24 — обычная граната. Взрывается.
Фламеннверфер или по-нашему огнемет — дань RTCW, видимо. В игре встречается у огнеметчиков, которые сами по себе встречаются весьма редко, потому этим прекрасным высокотемпературным стволом особо не пожаришь — бензин быстро заканчивается.
Панцершрек — наша любимая базука. В RTCW была основным средством борьбы с боссами, а здесь ее ракеты можно сделать самонаводящимися.
Фотонная пушка — первая серьезная игрушка. Стреляет какими-то частицами, которые выглядят как синий луч. При соприкосновении с живой материей испаряют ее. Такой ерундовиной вооружены тяжелые пехотинцы. Очень мощная и опасная игрушка.
Орудие «Тесла» — еще один привет из RTCW. Стреляет молниями, которые сами кидаются на противника. Иногда может «захавать» целую банду врагов. Из минусов — действует только на средней дистанции, поэтому любой фашист с винтовкой или летун — уже проблема.
Ляйхенфауст 44 — ужасающая пушка (бфга!), которая пускает шарики концентрированной энергии Тени. Они делают бо-бо. Больше ничего не скажу, тайна!
Кроме оружия, есть еще и волшебные свойства амулета. Их всего четыре.
Тень — основная сила. В ней мы видим мир иначе. Противники подсвечиваются, проявляются специальные двери и лестницы. Кроме того персонаж быстрее бегает. | |
Замедление — банальный Slo-Mo. Но не менее веселый от этого! | |
Щит — останавливает пули и другие вредные воздействия. Наглые удары по мордасам, видимо, считаются благом, так как щит от них не спасает. Апгрейд этой силы позволяет пускать пули обратно (как в «Районе №9»!). | |
Усиление — эта способность зажигает оружие. Оно стреляет точнее и сильно мощнее. Самая полезная в плане зрелищности штука — ноги отрываются на раз. Если улучшить, то можно будет пробивать пулями бетонные стены. Полезно. |
Римейки и розовые сиськи
Wolfenstein — не римейк. Первая игра была так давно, что делать из нее римейк — беда для кармана. Прошли те времена, когда вид от первого лица был уже двумя третями успеха. Сейчас все 60 уровней Wolf 3D вряд ли пройдет и один из сотни игроков. Очевидно, что RTCW тоже никто переделать не пытался. (Это я как бы про римейки внес ясность).
Wolfenstein — достойный продолжатель традиций. Но с какой стати для этого ему надо топтаться на месте и использовать исключительно идеи восьми или восемнадцатилетней давности?
Краткая версия обзора под спойлером:
Маленькое кое-что: