В перерывах между экшеном игра традиционно дает мистики. Приемы запугивания по-прежнему известны любому человеку, знакомому с современной хоррор-культурой. В самый «неожиданный» момент (предвосхищается драматическим морганием лампы и помехами в эфире) на нас из-за угла выскакивает очередная тварь. Кроме того, здесь шагу нельзя ступить, чтобы не наткнуться на чей-нибудь измочаленный труп (в F.E.A.R. 2 свидания с покойниками случаются настолько часто, что мы даже посвятили им отдельную врезку).
Однако если в первой части Monolith подавали все это скромно, по-японски дозированно, то Project Origin — это хоррор, слетевший с катушек. Если тварь — то непременно какой-нибудь жуткий урод, который немедленно набросится на вас, будет клацать челюстями и плеваться, пытаясь перегрызть глотку. Если труп — то обязательно убитый самым жестоким способом (в идеале — жертва эксперимента на хирургическом столе, с кишками наружу и медицинским зажимом в пустой глазнице). Ну а если уж галлюцинация — то такая, что мороз по коже. Внезапно посреди уровня открывается светящийся демоническим светом портал, из него вылезают не то корни, не то щупальца, хватают ближайшего к ним человека и буквально на ваших глазах превращают в облако кровавой пыли. Апофеоз — уровень, в котором мы попадаем в начальную школу для детей с паранормальными способностями. Школа в F.E.A.R. — вообще неожиданный ход (тут еще и характерные плакаты, и детские рисунки, точь-в-точь как в фильме «Звонок»), а в этой творится полная дьявольщина: в самый неожиданный момент гаснет свет, начинают остервенело хлопать двери и шкафчики, на вас нападают знакомые по первой части, но оттого не менее страшные призраки с горящими глазами. Но все это не идет ни в какое сравнение с ситуацией, когда вы бредете по пустому коридору и вдруг в ватной тишине раздается оглушительный школьный звонок! В этот момент очень хочется забиться под стол и позвать маму.
Важно оговориться: хоррор-ветераны, у которых за плечами вся кино- и игровая классика, вряд ли удивятся режиссерским методам Monolith. Но, как и в случае с Dead Space, знакомые и предсказуемые эффекты тут приводят к появлению седых волос на голове.
Ко второй половине игры к этим приемам привыкаешь, но в этот момент количество назойливых видений заметно сокращается, а перестрелок, наоборот, становится больше. Monolith вообще показали себя тонкими психологами: как только вам надоедает смотреть галлюцинации, они спускают с цепи полчища юрких монстров. Как только вы понимаете, что больше блуждать по катакомбам нет никаких сил, вас неожиданно выбрасывают на улицы разрушенного города. А после того, как вы, обливаясь потом, взорвете трех бронированных роботов подряд, вас сажают в точно такого же и предлагают безжалостно расстрелять пятьдесят спецназовцев.
Игра богата на интересные ситуации и с видимым удовольствием отступает от сценария «перестрелка-ужасы-перестрелка»: здесь есть и поездка на огромном футуристическом поезде, и наша любимая сцена с падением автобуса на голову, и снайперские дуэли.
Но даже если бы в Project Origin не было ничего, кроме боев со спецназовцами, то мы бы, честное слово, не обиделись — враги ничуть не поглупели и все еще способны доставить массу неприятностей. Они кооперируются, пользуются укрытиями, обходят с фланга — все как мы любим. Правда, если вы хотите оценить их возможности в полной мере, рекомендуем сразу включить максимальный уровень сложности — на выставленном по умолчанию противники наносят настолько смехотворный урон, что можно даже не включать замедление времени, а просто расстрелять всех в упор. А уж системой укрытий (как и было обещано, некоторые предметы, вроде шкафов и медицинских каталок, можно перевернуть, превратив в импровизированную баррикаду) и подавно пользоваться не придется.