На прошедших выходных, проводя генеральную утилизацию хлама в своей комнате, среди дисков я обнаружил старехонькую такую Need for Speed 3. Поиграл, вспомнил былое, очень понравилось. И решил написать свою очередную статью цикла "От А до Я". Как всегда вступление, основа программы и заключительная часть.
Про Need for Speed, пожалуй, неслышал только годовалый ребенок или человек, совершенно не увлекающийся видеоиграми. Аббревиатура NFS не нуждается в расшифровке. Эта серия уже для многих стала законодательницей жанра. Как, например, серия Call of Duty для жанра FPS или Diablo 2 для RPG в свое время. NFS всегда ассоциировалась со скоростью, драйвом, крайне крутыми тачками, проворливыми копами, симпатичными трассами и забойным саундтреком. Были и взлеты, и падения, серия переживала свои сложные моменты (один из них был совсем недавно), но регулярно выходила из кризиса.
Первую часть Need for Speed мировая общественность увидела в далеком 1995 году. Игра стала настоящим прорывом - сногшибательная графика в купе с крайне увлекательным игровым процессом делали свое - критики ставили высокие оценки, продажи росли, разработчики и издатели всерьез задумались над продолжением. Need for Speed покорила всех поклонников жанра Racing. В первой части были заложены главные принципы серии: отличная графика, относительная простота в управлении и обязательное присутствие лицензированных автомобилей (что, собственно, и привело к отсутствии крупных деформаций авто).
Через два года появляется сиквел, который не стал откровением - графика уже не казалась передовой, а физическая модель постепенно казалась примитивной. И никаких свежих идей. Зато именно в Need for Speed 2 дебютировали видеоролики, добавившие проекту некоторой солидности. Однако восемь автомобилей и всего шесть трасс заставили разжиться критиков на довольно средние оценки.
Но в сентябре 1998 выходит в свет та самая Need for Speed 3: Hot Pursuit. Средняя оценка игры колебрется в райное 8.4 балла - очень неплохой результат. Геймеры хотели интересных решений и свежих идей - и они их получили. Разработчики исправили все баги прошлых версий, улучшили графику, добавили новые режимы. И тут они достали гравный "туз в рукаве" - блюстителей порядка. Копы вмиг стали главным нововведением сезона, а возможность поиграть на них самих геймеры оценили на огромное "ура".
Четвертая часть Need for Speed: High Stakes (май 1999 года) обошлась без особых нововведений. Однако присутствовали качесвенные изменения: все особенности, появившиеся в Hot Pursuit, довели до ума. Разработчики подкрутили искусственный интеллект полицейских и добавили несколько новых видов режимов игры, среди которых особой популярностью пользовался Split Screen (присутствующий и в третьей части), возволяющий двум игрокам гонять на одном компьютере. На этот раз к автомобилсям приделали и хоть какую-то деформацю: у них бились стекла, стирались покрышки и изнашивался движок. Чтобы привести авто в порядок, игрок выплачивал наличные, которые зарабатывал в соревнованиях. Небольшой стимум учиться водить аккуратно. Так же стоит обратить внимание на то, что именно в High Stakes впервые появился режим Карьеры.
Уже в XXI веке, а именно в марте 2000 года, выходит Need for Speed: Porsche Unleashed. Если честно, меня игра особо не привлекла, поиграл-то пару вечеров, и то по сети, а вот пресса оценила игрушку достойно. Игра стала более, как бы сказать, хардкорней что-ли: грамотная физическая модель, уникальное управления для каждого авто (всмысле, что каждая машина управляется по-своему легче/сложнее). Привыкшим к простому управлению прошлых игр серии геймерам было непросто управиться с железными монстрами крупного автоконцерна.
В 2000-ном должен был состояться и релиз Need for Speed: Motor City Online - онлайновой версии популярного рэйсинга. Однако праздник быстро накрылся - Motor City была полна глюков. Не были доведены до ума и сервера. Мероприятие быстро накрылось - разработчики закрыли проект.
Далее через 2 года выходит хорошей выделки сиквел - Hot Pursuit 2 (октябрь 2002 года). NFS снова стала аркадной, но зрелищной и драйвовой гонкой. Красивой гонкой - качественно-новый уровень детализации авто, яркие, насыщенныме красками трассы. Неплохой находкой стали расставленные на дорогах естественные транплины, позволяющие игрокам выполнять головокружительные трюки. Плюс в команду блюстителей порядка записались "копы на вертолетах".
В ноябре 2003 года случается своего рода революция - выходит Need for Speed Underground. Тема стритрейсинга была тогда крайне популярная, и она не обошла стороной и игровую индустрию. Теперь мы гоняем в ночное время суток при огнях большого города. Кучу возможностей открывал и проработанный тюнинг. Многие до посинения торчали в своих виртуальных гаражах, оформляя свою четырехколесную любимицу на свой вкус. Так же в Underground дебютировал эффект размывания, он же блюр. Впридачу ко всему современная графика и отличный саундтрек (вспомним крайне популярное в то время "Эрюм-бум-бум").
И прямо через год появляется вторая часть - Need for Speed Underground 2 (ноябрь 2004 года). По сути, разработчики выпустили расширенный и дополненный Underground. Нам дали возможность почти открыто перемещаться по городу между гонками. И эта идея свободы открывала для серии новые горизонты.
В декабре 2005 года свет увидела чуть ли не лучшая часть в серии NFS - Most Wanted. После продолжительного отсутствия вернулись прожорливые копы. Список автомобилей насчитывал 38 экземпляров. Музыку писал композитор Пол Линфорд ("Плохие парни 2"), свои треки предоставила и группа The Prodigy. Для Most Wanted был написан сносный сценарий, посвященный становлению главгероя (центральное место занимает "Черный список" - список водил, которых нам нужно одолеть), сняты ролики - перед нами уже целая история со своей завязкой, развитием и кульминацией. Из новых фишек стоит выделить возможность "Замедление времени". В определенные моменты эта штука помогает выйти из нелегкой ситуации.
Need for Speed Carbon (ноябрь 2006 года) была оценена неоднозначно - кто-то предписывал игре вторичность, кто-то очень радовался возможности взять на очередную гонку напарника (главное нововведение того сезона). Во всяком случае, игра хороша - тут и качественная графика, и превосходные ролики, хороший набор автомобилей и неплохой тюнинг.
И прямо через год разработчики выпускают этакую революцию в серии - Need for Speed ProStreet. Опять же, очень неоднозначная игра - если оценивать, покупать игру или нет, на основе рецензий в интернете и прессе, то право, ситуация совершенной не ясна. РС-игры, к слову, выставили игре 6.5 балла из 10, а популярный игровой портал stopgame.ru - 4.7 из 5. Во всяком случае игра неплоха - не так затягивает, как другие части сериала, но и обделенной она явно не осталась - фанатов в меру реалистичной части наберется куча (хотя, я не заметил ни малейшей "ссылки" на реалистичность).
И снова через год выходит одна из худших игр серии - Undercover. Поднадоевший геймплей, минимум новшевств, баги и второсортная графика сделали свое - об этой части NFS общественность забыла в считанные месяцы.
Ну а 2009 год для серии Need for Speed выдался качетсвенно новым - в сентябре ПК и консоли нового поколения посетила SHIFT - самая хардкорная игра продолжительного сериала. Минусов не много, а плюсов очень даже достаточно - непрывычный игровой процесс для серии NFS, современнейшая графика (и, следовательно, внушительные системные требования) и вид из кабины - настоящее счастье для любителей виртуальных гоночных соревнований.
Будущее: в разработке находится казуальная часть серии - Need for Speed Nitro для Wii и DS, онлайновая версия - NFS World Online, и новая полноценная игра для РС и консолей нового поколения.
Девушки Need for Speed:
Брук Берк (Need for Speed Underground 2)
Джози Маран (Need for Speed Most Wanted)
Эммануэль Богье (Need for Speed Carbon)
Кристал Форскатт (Need for Speed: ProStreet)
Сайоко Охаши (Need for Speed: ProStreet)
Кристина Милиан (Need for Speed Undercover)
Маргарет-Дениз Куигли (Need for Speed Undercover)