Это первая часть моей первой статьи по играм. Написана хоть и давно, но нигде ещё не публиковалась, эксклюзив для джи.ру :)
Любая достаточно ушедшая вперед технология неотличима от чуда.
Леонард Луис Левинсон
Антипод магии в Аркануме, технология способна внушить не меньше удивления: паровые андроиды, укрощённая молния испепеляющая врагов и поднимающая мёртвых, манипулирование сознанием, защитные поля, и многое другое. Зародившись в легендарном Вендигроте, колыбели всей техники этого мира, она долгое время развивалась раздуваемая гениальными умами этого города. Сложно представить как выглядела бы она сегодня… Если бы эльфийский маг Арронакс не стёр с лица земли то место. Долгое время пламя технологии тлело искрой в подземельях карликов, а потом вырвалось сокрушительным пожаром на воздух – люди узнали схему парового двигателя, если не сказать украли... Это послужило последним толчком для лавины новых открытий. Короткая жизнь по меркам других рас послужила катализатором, страх не успеть безостановочно гонит вперёд. И если Вендигротские конструкторы начали строить подводные корабли, сейчас люди покоряют воздух… Непрост путь питающих разум из сосуда технологии, но и плоды сорванные с его древа позволяют добиться невероятного могущества.
Первая часть статьи посвящена не столько гаджетам, сколько «рукам» их держащих. А именно протагонисту и его команде.
Закладка фундамента
Сначала стоит определиться кем быть, один из самых выгодных вариантов - стрелок с уклоном в дипломатию, вместо двух навыков (ближний бой и уклонение) он изучает только огнестрельное оружие, и по желанию вкладывает один или два очка в метание (бросать мы будем не ножи или дротики, а гранаты), значит больше можно вложить в изучение схем. И учтите тот факт, что самое мощное оружие, которое вы сможете создать – действует на расстоянии. Но «Зверобою» Арканума понадобятся спутники – завязнув грудью в топоре Согга, противник, несмотря на всю свою гнусность не доберётся до нежной шкурки технолога.
Начнём с интерфейса создания персонажа, не спешите вкладывать жизнь своего alter ego в оболочку представителя расы карликов (Dwarves). Этот вариант наиболее очевиден, но имеет свои подводные камни – метанием карлики занимаются не намного лучше чем магией, значит будут проблемы с самой яркой и праздничной дисциплиной технологии – взрывчатыми веществами (Explosives), плюс к силе и конституции за счёт ловкости и харизмы тоже не фонтан. Для огнестрельного оружия сила не основной показатель (однако помните о штрафе при несоответствии минимальному значению), а количество спутников напрямую связано с харизмой. Карлики начинают с незначительным вложением (половина очка) во все технологические навыки, но для того чтобы стать мастером вам понадобятся те же пять очков, просто последний будет добавлять половинку... Касательно склонности к технологии (Aptitude) - да, начальный бонус в пятнадцать процентов, плюс по два процента в дальнейшем за каждое очко вложенное в технологию. Однако предел в сто процентов склонности достигается очень быстро любым технологом, если только он не эльф.
Итак, мы выяснили что технологу вовсе не обязательно быть карликом, альтернативы зависят от ваших игровых предпочтений, но самое рациональное решение - люди. Хорошее отношение со стороны остальных рас (хотя это просто смешно – людей не должны любить ни эльфы, ни карлики, первые за смещение баланса в сторону технологии, вторые за "изобретение" Гилбертом Бейтсом парового двигателя, плюс люди должны испытывать взаимную неприязнь к гномам, вспомните Half Ogre Island. И наконец конфликт с орками – люди просто эксплуатируют их, считая животными). Никаких сомнительных плюсов, и никаких минусов. Рекомендую.
Далее предстоит самый ответственный выбор, он же самый тонкий инструмент создания вашего персонажа – его прошлое. Чтобы знать от чего отталкиваться, определимся с приоритетными для нас характеристиками:
Сила (Strength) – наиболее ценна для воинов практикующих рукопашную, так как влияет на урон наносимый оружием ближнего боя и добавляет здоровья. Помимо этого высокий показатель позволяет переносить тяжёлые предметы, технологу удобнее хранить их в котомках спутников, просто забирая нужные ингредиенты (зачастую не столь тяжёлые, сколь объёмные) когда они требуются. Однако если вы хотите пользоваться механизированным пластинчатым доспехом, вам стоит вложить несколько очков в этот навык.
Телосложение (Constitution) – необходимость в высоком показателе существует только для магов, влияет на выносливость и здоровье. Для нас интереса не представляет ровным счётом никакого.
Ловкость (Dexterity) – важна для любого персонажа, от неё зависит скорость (количество очков действия). Технологи могут ощутимо повысить этот параметр, не тратя очки опыта на саму характеристику, об этом ниже.
Восприятие (Perception) – влияет на точность при стрельбе и метании, определяет того, кто первым ходит в бою (если вы выбрали пошаговый режим в настройках игры), всё это нужно и важно для нас. Технолог не использующий гранаты и ружья – что-то очень странное. И как правило очень мёртвое.
Красота (Beauty) – определяет первоначальную реакцию к вашему персонажу. Технолог-стрелок в непосредственный контакт с противником входить не должен, это позволяет ему носить смокинг (улучшение реакции на 20) не снимая. Поэтому любое вложение опыта в свою внешность это неоправданное пижонство.
Интеллект (Intellegence) – играет роль ограничивающего фактора при изучении схем, поэтому чтобы выучить лучшие из них он должен быть очень высоким.
Сила Воли (Willpower) – Самая главная характеристика мага… и самая бесполезная для нас. Влияет на количество энергии, здоровье и сопротивление магии направленной против разума.
Харизма (Charisma) – От показателя харизмы зависит количество спутников из плоти и крови, и навык убеждения. Компаньоны выгодно отличаются от машин и тем, что могут переносить ваши вещи.
В первую очередь для нас интересны интеллект, восприятие и харизма. Именно в такой последовательности. Исходя из этого наиболее подходящая предыстория (background) это «чудесная операция» («miracle operation»). Ощутимый плюс к интеллекту (+3), восприятию (+5) и харизме (+3). Минус к ловкости (-3) мы компенсируем с избытком, а телосложение (-5) и сила (-3) не самые важные показатели для технолога.
Приступаем к распределением очков опыта. Характеристики пока лучше не трогать, будем повышать их по мере надобности. Стоит вложить несколько очков в убеждение – высокий интеллект и харизма позволят добиться успехов на стезе дипломата. А на технологических навыках стоит остановиться более подробно:
Ремонт (Repair) – зависит от интеллекта, позволяет ремонтировать технологические предметы. Ученик, запас прочности предмета уменьшается на 5%. Эксперт, максимальный запас прочности предмета уменьшается на 1%. Мастер, максимальный запас прочности предмета после применения навыка не уменьшается, можно чинить «красные» вещи (сломавшиеся), при этом расходуется 5% от первоначальной прочности предмета. В умелых руках вещи ломаются крайне редко, поэтому назвать этот навык ценным никак нельзя.
Обучает до уровня мастера Hieronymous Maxim (Каладон), после того как вы принесёте сломанный фотоаппарат, найденный на месте катастрофы дирижабля. Снимки должны вернуть изобретателю доброе имя, доказав что летательные аппараты созданные им не фальсификация.
Огнестрельное оружие (Firearms) – зависит от восприятия, навык отвечает не только за огнестрельное оружие, но и за всё технологическое оружие действующее на расстоянии. Ученик, скорость при использовании огнестрельного оружия увеличивается на 5. Эксперт, прицельный выстрел производится за 2\3 пенальти. Мастер, вероятность успешного попадания не зависит от расстояния до противника. В этот навык сразу стоит вложить очко опыта, а во время дальнейшей игры как минимум поднять до эксперта (если играете на максимальном уровне сложности – обязательно звание мастера этого навыка).
Обучает до уровня мастера William Thorndop (Эшбери). Мастером огнестрельного оружия он стал следуя отнюдь не пути добра, раскаявшись и отрезав себе средние и указательные пальцы на руках, он никогда не согласился бы обучить нас, если бы не слепой случай, вернее Willbecker и Ко. "Убиваем их всех" и спасаем женщину, после этого благодарный Торндоп согласится тренировать вас.
Взлом (Pick Lock) – зависит от ловкости. С ключом открыть сундук или дверь может любой дурак, а вот если его у вас нет, потребуется этот навык, или… часовая бомба. Ученик, на взлом требуется в два раза меньше времени. Эксперт, на навык не влияет освещение. Мастер, шанс неудачи снижается в два раза.
Обучает до уровня мастера J.T. Morgan, после того, как вы вытащите его из тюрьмы Каладона. Нам нужна Mrs. R.L. Morgan в Роузборо, его мать. Поговорив с ней, и получив отмычки для него, отправляемся ко входу в кутузку, ждём до полуночи и начинаем действовать.
Обезвреживание ловушек (Disarm Traps) – зависит от восприятия (что немного странно, интеллект или ловкость были бы более уместны). Позволяет снять предварительно обнаруженную ловушку. Ученик, успех не зависит от освещённости. Эксперт, при критической удаче во время разминирования вы получаете компонент ловушки, например динамит. Мастер, при не критической неудаче, вы можете попытаться ещё раз.
Обучает до уровня мастера Daniel McPherson (Каладон), надо будет пройти ловушки под его домом.
Оставшиеся очки опыта целесообразно вложить в одну из технологическую дисциплин. Подробнее о них в следующей статье.
Компаньоны
Всех спутников можно разделить по пяти критериям:
Местоположение – координаты потенциального спутника.
Мировоззрение – должно соответствовать вашему, если только ваша харизма не равна 20.
Начальный уровень – за редким исключением в вашу партию не вступит персонаж с более высоким уровнем, чем вы.
Склонность – нет, магия, технология
Класс – воин, вор, лучник, стрелок
Местоположение: Место Крушения (Сrash Site)
Мировоззрение: такое же как и у вас, причём отношение Вергилия к вам портится если вы непоследовательны в своих поступках – совершаете то плохие, то хорошие.
Начальный уровень: 1, если присоедините его сразу, он сможет достигнуть максимального, пятидесятого уровня.
Склонность: магия, готовьтесь к тому, что через некоторое время Вергилий будет надрываться, тратя энергию на заклинания лечения, но не в силах излечить ни одного очка жизни у вас.
Класс: воин, маг, вор
Единственный маг, который неизменно полезен для вашей группы. Немного умеет ковыряться в замках (до перерождения).
Местоположение: единственная пивнушка Туманных холмов (Shrouded Hills)
Мировоззрение: положительно
Начальный уровень: 2, тоже может достигнуть 50 уровня, для этого уходите с места крушения как только увидите значок глобальной карты, то есть вы не должны получить третий уровень до того как он к вам присоединится – с волками разберётесь позже и с его помощью.
Склонность: нет
Класс: воин
Для того чтобы присоединить его вам потребуется харизма не менее 9, или единичка в навыке убеждения. Один из лучших воинов в игре, благодаря высокому показателю силы может переносить ваши самые тяжёлые вещи.
Местоположение: Дернхольм (Dernholm)
Мировоззрение: положительно
Начальный уровень: 6
Склонность: технология
Класс: воин
Чтобы присоединить её вам потребуется склонность к технологии не менее 10. Со временем изучает гербологию и терапевтику до четвёртого уровня, но лучше вложить одно очко в гербологию самому, и пополнить партию более полезным соратником.
Местоположение: Дернхольм (Dernholm)
Мировоззрение: отрицательно
Начальный уровень: 15
Склонность: технология
Класс: стрелок, воин
Хороший стрелок, и неплохой воин. Присоединится к вам после того, как вы расскажете ему свою историю. Вергилий не зря предостерегает от его компании, не получив в Т'сен-Анге звания друга Руки Молоха вы через некоторое время встретитесь как враги.
Местоположение: таверна в Чёрном Корне (Black Root)
Мировоззрение: положительное
Начальный уровень: 12
Склонность: магия
Класс: воин
Его можно присоединить только в том случае, если вы взяли квест по сбору налогов с Чёрного Корня (выдаётся королём Камбрии), но ещё не выполнили его. Да, помимо Вергилия в игре присутствует и Дантэ. Представляет собой почти то же самое, технологу второй маг-лекарь точно не пригодится.
Местоположение: Тарант (Tarant), у входа в магазин ювелиров Schuylers
Мировоззрение: положительно
Начальный уровень: 8
Склонность: технология
Класс: воин
Поднимает механику и кузнечное дело до четвёртого уровня, но эти навыки вам наверняка придётся учить самому, так как технологу они необходимы седьмого уровня. Боец средний. С ним связан очень длинный и интересный квест.
Местоположение: музей, Тарант (Tarant)
Мировоззрение: положительно
Начальный уровень: 10
Склонность: нет
Класс: воин
Имея два очка опыта в убеждении, поговорите с ним о чае, узнаете что он - человек, по сути находящийся в рабстве. Во время разговора с Парнеллом деньгами или угрозами освободите Гара. Но так как вы не будете испытывать недостатка в спутниках этого класса, лучше верните ему свободу, получите очко судьбы и солидный плюс к мировоззрению.
Местоположение: гостиница, Эшбери (Ashbury)
Мировоззрение: нет
Начальный уровень: 12
Склонность: нет
Класс: воин
Попав в Эшбери, не мешкая найдите садиста избивающего собаку и прекратите это безобразие, в результате этой манипуляции вы станете обладателем одного из самых полезных бойцов в игре. Плюс этого замечательного пса (мастер рукопашной, 5 уклонение) в том, что он присоединяется не обращая внимания на харизму, и не уменьшает возможное количество спутников на единицу, в отличие от других компаньонов. Имеет он всего два минуса, с ним невозможно перемещаться на поездах, и он не может переносить вещи. Второе вполне логично, всё-таки это собака, а не ишак.
Местоположение: Эшбери (Ashbury), перед воротами кладбища
Мировоззрение: отрицательно
Начальный уровень: 12
Склонность: магия
Класс: воин
Присоединить можно только до того как вы, зажимая нос (много зомби), выполните его же квест по добыче камня старого некроманта, упокоенного на кладбище. Несовместим с другим магическим спутником по имени Perriman Smythe.
Местоположение: Тарант (Tarant), два шага от Гилберта Бейтса
Мировоззрение: положительно
Начальный уровень: 16
Склонность: нет
Класс: воин
Можно присоединить перед поездкой на Остров Отчаяния, при харизме не меньше 12. Однако несмотря на его высокие боевые характеристики я бы не советовал этого делать, вернётесь из Клана Чёрной Горы вы 24, 25-го уровня, следовательно когда вы достигнете максимума он будет сильно отставать от вас по развитию. Да и нехорошо лишать телохранителя человека подвергающегося атакам Руки Молоха…
Местоположение: Древний Храм (Ancient Temple)
Мировоззрение: отрицательно
Начальный уровень: 20
Склонность: нет
Класс: воин
Чтобы присоединить его, вам предстоит экскурсия в Dungeon of Dragon Pool, за пузырьком с кровью дракона. Субъект в высшей степени тёмный… Но неплохой боец.
Местоположение: Деревня Бедокаан (Bedokaan Village)
Мировоззрение: нет
Начальный уровень: 20
Склонность: магия
Класс: лучник, воин
Присоединить его может только обладатель высокого показателя убеждения, надо освободить эльфа попавшего к ящерам, решив их проблемы. Не может носить доспехи и имеет ограничение на двуручное холодное оружие. Представитель редкой расы, интересен только своей уникальностью.
Местоположение: Кинтарра (Quintarra)
Мировоззрение: положительно
Начальный уровень: 20
Склонность: магия
Класс: боец
Чтобы присоединить его, надо раскрыть убийство желчного (не школа магии, но черта характера) мага Wrath'а. В мире Арканума эльфу проще быть технологом, чем карлику магом - последние тратят в два раза больше энергии на произнесение заклинаний. Поэтому лучше обойтись без его "помощи".
Местоположение: Тарант (после возвращения из Кинтарры), в компании Уиллоусби.
Мировоззрение: положительно
Начальный уровень: 25
Склонность: магия
Класс: боец
Маг из Туллы. Невольно стал причиной крушения поезда, не особо охотно читает свои заклинания (неужели из-за того крушения?). Не то чтобы бесполезен, но не нужен.
Местоположение: Тарант (Tarant), пивная Калеба Малоя. Вернувшись из Кинтарры в Тарант вы встретите мера Уиллоусби, поговорите с ним о проблемах в Бойле, после чего отправляйтесь в этот бар.
Мировоззрение: нет
Начальный уровень: 30
Склонность: технология
Класс: стрелок, воин
Присоединяется после того как вы разберётесь с преступностью в Бойле. Хорошо стреляет и дерётся, обладает высоким навыком взлома. Очень полезный спутник, плюс неплохо экипирован.
Местоположение: Т'сен-Анг (T’sen-Ang)
Мировоззрение: отрицательно
Начальный уровень: 29
Склонность: магия
Класс: боец
Хороший маг и плохой воин, несовместима с Raven.
Местоположение: копи Дернхольма (Dernholm)
Мировоззрение: отрицательно
Начальный уровень: 30
Склонность: технология
Класс: вор, воин
Много "размазанных" и бесполезных навыков. Не серость, но и ничего выдающегося.
Местоположение: Кинтарра (Quintarra)
Мировоззрение: положительно
Начальный уровень: 32
Склонность: магия
Класс: лучник
Присоединить можно после того как вы побываете в Т'сен-Анге и узнаете судьбу клана Чёрной Горы. Отличный лучник, и неплохой маг.
Местоположение: Клан Колеса (Wheel Clan)
Мировоззрение: положительно
Начальный уровень: 35
Склонность: нет
Класс: воин
Сначала надо вернуть его на трон, потом узнать что случилось с кланом Чёрной Горы Горы побывав в Т'сен-Анге, и только после этого его можно присоединить. Отличный представитель своего класса.
Местоположение: особняк в Чёрном корне, вернётся туда восполнить запасы после того как в вашем дневнике появится запись о необходимости посещения Танатоса (Isle of Thanatos)
Мировоззрение: положительно
Начальный уровень: 35
Склонность: технология
Класс: воин, стрелок
Рубится мечом как дюжина паладинов, стреляет как Макс Пейн, очень любит травить байки о своих приключениях, обладает своеобразным чувством юмора, особой манерой речи и тягой к опасностям, местная знаменитость. Как компаньон более чем неплох, плюс весьма колоритный персонаж.
Местоположение: Ворота в Пустыню (Gateway to the Wastes)
Мировоззрение: положительно
Начальный уровень: 25
Склонность: нет
Класс: вор
Практически чистый вор, поэтому абсолютно бесполезен.
Маленькие хитрости большого технолога
Испытывает затруднения с уничтожением более сильного противника? Есть как минимум три решения этой проблемы. Одно возможно только в режиме реального времени, второе только при пошаговом режиме боя. Итак, первый, прост как выстрел в голову. Скорость передвижения противника должна быть меньше вашей, классический пример – механический арахнид. Отходим на несколько экранов от противника, отсоединяем спутников, бёрём в руки самый серьёзный ствол (только не ружьё Тесла, его снаряды не мгновенно достигают цели, и противник может увернуться сойдя с траектории заряда, поэтому в режиме реального времени лучше использовать что-нибудь другое, например слонобой). Возвращаемся к группе противников, и атакуем самого ближнего к нам. Когда он подойдёт на расстояние нескольких метров, отбегаем на расстояние выстрела и вновь открываем огонь. Повторить пока все противники не будут повержены. С помощью этого метода, во время выполнения задания по изъятию кинжала Ксеркса, с лёгкостью были уничтожены огненные элементали, до этого, в контактном бою быстро «раздевающие» (уничтожая броню) спутников. Второй способ связан с особенностью, или вернее багом использования гранат – в режиме пошагового боя на бросок не тратится очков действия! Если противник близко, или вас окружили, лучше кидать их себе под ноги – вы и ваши спутники не получат урона (только если бросаете не «огненную преграду»), а вероятность нанесения ущерба противнику повысится (особенно если вы ещё не вложили очков опыта в навык метания). В основе третьего способа также лежит баг – в игре на технологов действует магическое зелье ускорения, хотя возможно его принцип действия основан на скипидаре (плюс работает зелье утолщения кожи, но оно не так полезно, оба зелья можно покупать у цыганок идентифицирующих предметы).
Вышеприведённые схемы содержат описание необходимых компонентов, определитесь какие компоненты вам не нужны, и не подбирайте их. Самую объёмную вещь можно засунуть в быстрый слот – хоть парового робота, разгрузив этим основной инвентарь. Однако несмотря ни на что, со временем вы поймёте, что вам не хватает даже инвентаря ваших спутников, но не выкидывать же лишнее, но столь нужное? Конечно нет. Для хранения вещей к использованию рекомендуется склад в Таранте, тот самый что просил очистить от крыс Mr. Plough. Он находится рядом и со старьёвщиком, и с цыганкой идентифицирующей магические вещи.
Попав в Тарант, загляните в Университет этого города (24 University Court) к продавцу технических руководств, одна книга стоит 750 монет. Зачем они нужны? При интеллекте 20 каждая книга добавляет 20 пунктов в знание дисциплины для которой написана, эффект складывается. Руководства дают прибавку только когда находятся в вашем инвентаре. Они сильно облегчают работу с находимыми схемами, поэтому невероятно полезны. Допустим вы нашли схему топлива, она требует 25 очков в химии, конечно вы можете вложить в эту науку 3 очка опыта, и получить уровень знания 30. А можете не тратить на неё вообще ни единички опыта, купить два-три руководства, и делать топливо не зная ни одной базовой схемы химии. Однако руководства не панацея, возьмём другой пример, схема огнемёта требует 50 в оружейном деле, и 45 во взрывчатых веществах. Компоненты - магазинная винтовка и огненная преграда, а чтобы сделать огненную преграду требуется изучить пятую схему во взрывчатых веществах, то есть вложить во взрывчатые вещества пять очков опыта, что даст 80 очков этой дисциплины. В этом случае руководство пригодится только если вы нашли (купили, попросили сделать спутника обладающего необходимыми знаниями) нужный компонент, и вам не надо его делать.
Не брезгуйте приносить жертвы древним богам Арканума, казалось бы – какая глупость для технолога, образованного, современного человека (или не человека). Ан нет. Aldous T. Buxincton (в том же университете Таранта) практикует научный подход к ним, он с удовольствием выдаст вам книгу «Языческие Боги Арканума» и предожит ознакомиться с диаграммой Mazzerin's Mystery. Жертвоприношения дают благословения, которые постоянно повышают ваши характеристики. Однако технологическому персонажу придётся столкнуться с двумя препятствиями: Ter’el требуется статуэтка Li'tani, приобрести её можно только у эльфа, торговца магическими предметами в Эшбери. Но он наверняка не согласится торговать с вами, ваш уровень технологии будет уже слишком высоким. Придётся убить его (можно часовой бомбой), забрать статуэтку, после чего оживить реаниматором. Чтобы принести жертву верховному богу, технологическому персонажу понадобится ещё один реаниматор, уже для вас самих – дайте его одному из ваших спутников, перед тем как получить благословение.
Наверно все знают, что самый богатый человек Арканума – Гилберт Бейтс. И он тоже технолог… Во время игры вы изучите огромное количество невероятно прибыльных схем, классический пример – спектрометр потока. Соединив компоненты стоимостью 66 монет, можно продать прибор за 240. Очень выгодно продавать взрывающиеся гранаты. Но к сожалению вы быстро поймёте что ваши гаджеты не покупают в обычных магазинах – что делать? Искать старьёвщиков, самый полезный из них находится в доках Таранта. Они же будут покупать у вас и магические предметы (доступ в магические магазины для вас закрыт).
Ваши механические спутники обладают наиудивительнейшей особенностью, позволяющей забыть о навыке ремонта – они могут сами восстанавливать здоровье… во время сна! Найдите место где вы можете отдохнуть (не ждать, а именно спать), и выберите пункт спать до утра, повторить два-три раза, до полного излечения.
Преимущество револьвера перед мечом наглядно демонстрируется при каждом запуске игры.
А ведь портал Лайэма Камерона вёл в Пустоту…
Знаменитое метро Таранта.
Из-за этого и отказались от водородных дирижаблей – последствия аварий катастрофичны.
Паровой двигатель в музее Парнелла отнюдь не самый маленький в игре, вы убедитесь в этом конструируя Machined Platemail.
Чудо-юдо Рыба-кит. Та самая вендигротская подводная лодка, у вас будет возможность узнать её историю. В один экран не уместилась - это склейка двух скриншотов.
Если пост / статья понравится - выложу продолжение.